Home Техника Проблемы с резиной...
Проблемы с резиной... PDF Печать E-mail

По материалам F1Racing Жаргон шинников, как и многих других технических специалистов, позволяет емко и коротко описать ситуацию.

Увы, смысл термина не всегда очевиден тем, кто не впитал бензин с молоком матери. Босс Bridgestone в Формуле 1, Кес ван дер Гринт, прокомментировал терминологию шинников... Scrubbing. Прикатка

«Что бы "прикатать" резину, добиться наибольшей эффективности от нового комплекта шин, нужен один-два цикла прогрева. Высокая температура меняет химические характеристики резины - верхний слой может стать более жестким или наоборот - мягким.

Отрезок времени, который требуется для прогрева, зависит от опыта гонщика. Если он не спешит и прогревает новый комплект постепенно, то характеристики резины улучшатся.

Если перестарается и бросится с первых кругов атаковать, то перегреет верхний слой, и не подготовит комплект к работе, а убьет его. Полезно "прикатывать" и дождевые шины - снять верхний слой резины, убрать следы технологических жидкостей, которые используются при производстве, но мешают отталкивать воду.

Этот процесс можно сделать вручную, без установки на машину, но не в Формуле 1 - здесь это запрещено. Я помню, много лет назад, в Формуле Ford подобная практика использовалась повсеместно и тогда называлась "полировкой".» Blistering.

Пузырение

«Пузырение может случиться и с дождевой резиной, и с шинами для сухого асфальта, как внутри, так и на поверхности.

Перегрев, большая разница температуры между внешним слоем и композитным каркасом – фрагмент резины плавится и на этом месте возникает пузырь. Со стороны выглядит, как прыщ на коже - причины иные, но так же неприятно.

Технологии не стоят на месте, современные составы более устойчивы к перегреву, а конструктив позволяет эффективнее отводить тепло. Мы контролируем температуру во время гонки и проверяем шины на предмет образования внутренних пузырей после финиша.

С каждым годом их меньше, но проблема еще существует.» Graining. Гранулирование

«Физику этого дефекта объяснить непросто. Гранулирование возникает, когда шина скользит - верхний слой нелинейно смещается относительно конструктива и на поверхности возникают небольшие волнообразные выступы.

Эти выступы стираются об асфальт, падает площадь контакта и сцепление ухудшается. Проблема появилась в 1998-м, вместе с канавками на шинах в Формуле 1 - резина в канавках смещается неравномерно, относительно единого конструктива.

За эти годы удалось добиться серьезного прогресса, мы изменили конструктив и составы, чтобы минимизировать дефект. Количество гранул зависит от характеристик асфальта и механической прижимной силы конкретной машины.

В идеале нам нужно приготовить состав, достаточно мягкий для эффективного контакта с трассой, и достаточно жесткий, чтобы противостоять гранулированию. Особенно заметна эта проблема на трассах, которые редко используются для гонок - сцепления не хватает, машина страдает недостаточной поворачиваемостью, а она, в свою очередь, провоцирует гранулирование.

Та машина, у которой больше топлива в баках, у которой более очевиден недостаток поворачиваемости, больше и быстрее пострадает от появления гранул. Интересно, что гранулирование, в исключительных обстоятельствах, может возникнуть и на сликах.

Я помню этап серии А1, который проходил на настолько грязной трассе, что машины скользили буквально в каждом повороте, и вечером мы увидели гранулы. Через день асфальт покрылся отработанной резиной, сцепление улучшилось, и мы использовали те же составы без каких-либо проблем».

Flat Spots. Потертость

«Если резина блокируется на торможении, а машина еще движется, верхний слой резины стирается об асфальт и возникает плоская потертость.

В отдельных случаях верхний слой стирается до основания конструктива. Такие дефекты очень опасны - возникает вибрация и гонщик вынужден ехать на дополнительный пит-стоп для смены шин. Но это уже не дефект резины, а следствие ошибок гонщика или стечения обстоятельств.

В гонках всякое бывает.» текст: Дмитрий Бухаров

 
56F4426DAB5C-1.jpg
101DC7CB75F6-2.jpg

Фотогалерея