Home Кузовые гонки DTM: Надо было выигрывать в Зандфорте
DTM: Надо было выигрывать в Зандфорте PDF Печать E-mail

DTM: Надо было выигрывать в ЗандфортеУдивительно сложилась карьера французского пилота Александра Према в серии DTM. Все началось с аварии на первом же этапе, когда машина новичка врезалась в развернувшийся автомобиль датчанина Тома Кристенсена.

Последний на данный момент заезд немецкой серии для Према снова продлился меньше круга – все завершилось знаменитыми кульбитами в Адрии. Весьма быстрый гонщик так и не закрепился в лагере Audi.

Странно, но даже титул в LMS, добытый вместе с немцем Майком Роккенфеллером, не смог гарантировать Алексу успешного сотрудничества с маркой. Одержать первую победу в DTM Према мог в дебютном сезоне.

На последних кругах гонки в Зандфорте у лидировавшего заводчанина Audi Мартина Томчика возникли проблемы с шинами, и Александр смог вырваться на первое место. Однако на самой финишной черте он резко замедлился и пропустил Томчика обратно.

Такой же маневр проделал и Тимо Шайдер (в то время еще пилот полузаводской команды), который уступил третье место Маттиасу Экстрему. Сам Према объяснил свой маневр тем, что Мартин боролся за титул, и очки ему были нужнее.

Конечно, новичок был уверен, что демонстрация готовности принести личные интересы в жертву командной установке поможет быстро обрести покровительство Ульриха. Однако этого не случилось.

Шайдер, упустивший подиум, вскоре стал двукратным чемпионом, а Према так и не поднялся на первую ступень подиума в гонках DTM. «Теперь, вспоминая произошедшее, я думаю, что нужно было поступить иначе, – рассуждает Алекс. – Я должен был пересечь линию финиша первым, должен был выиграть ту гонку.

Это многое изменило бы». В 2008 году Према и Роккенфеллер, воспользовавшись неудачами коллег из старшего экипажа Audi и, главное, просчетами конкурентов из Peugeot, совершенно неожиданно стали чемпионами серии Ле-Ман. Однако и это не помогло Алексу.

Сейчас Рокки – новая звезда Audi Sport, победитель Ле-Мана. А Према после аварии на кольце Сарте в 2009 году (сам Ульрих заявил, что причиной стала поломка техники) к спортивным машинам и близко не подпускали.

«Перед злополучной гонкой в Италии я разговаривал с доктором Ульрихом, – пояснил Алекс. – Я попросил его вернуть меня в гонки спортивных машин. Но он ответил мне, что это будет очень трудно. В общем, ограничился отговорками.

Тут же он заявил, что мои результаты в DTM оставляют желать лучшего. Однако в том году и Майк, и я были очень быстры. В команде Phoenix мне сказали, что это был мой лучший сезон».

Контракт пришлось расторгнуть досрочно. По скорости Према не уступал Роккенфеллеру, но стабильности французу явно не хватало. Слишком часто он оказывался в гравии.

Официальной причиной увольнения стали две «желтые карточки», полученные по ходу сезона-2010. Сначала Александра назначили виновным за аварию на Лаузитцринге, в которой поучаствовали все ведущие пилоты Audi.

Тогда Према не стал уступать дорогу Шайдеру, был вытеснен с траектории и вынес с трассы машину Экстрема. Второе предупреждение было выдано за нарушение приказа Ульриха.

Босс Audi Sport запретил Александру участвовать в нью-йоркском марафоне (после аварии в Адрии врачи опасались за здоровье гонщика). Однако француз все-таки пробежал дистанцию, что послужило поводом для увольнения.

Возможно, этот шаг со стороны гонщика был вполне осознанным: «Прийти из GP2 в одну из заводских команд – огромный шаг. Сразу появилось много коллег, много коллективов и, конечно, не обошлось без политики. Приходилось выполнять указания.

Иногда мне казалось, что они контролируют абсолютно всех гонщиков. Атмосфера очень напряженная. Нужно очень много работать и все всегда должно получаться превосходно.

Нужно всегда следить за своими высказываниями, чтобы не повредить имиджу марки». Естественно, в таких условиях кто-то из гонщиков может просто перегореть.

За удержание на плаву всего чемпионата двум производителям пришлось дорого заплатить, наводя железную дисциплину в своих рядах. Даже представитель HWA-Mercedes Бруно Спенглер, лидировавший в общем зачете, мог поплатиться местом в команде за нелицеприятные высказывания после провала на китайском этапе.

А быстрому и неудачливому представителю Phoenix-Audi такое положение надоело, и он, выбравшись из-под опеки Ульриха, смог разразиться критикой. «Конечно, когда я узнал о переходе моего бывшего коллеги Оливера Джарвиса в заводскую команду, я был рад за него, – вспоминает Према. – Но за себя мне было обидно.

По ходу моего дебютного сезона я доказал, что могу обыгрывать пилотов Abt-Audi. В 2009 году у меня была скорость, но Оливер просто собрал больше очков, и ему обменяли их на новую машину. Было очень обидно. Я доказал, что заслужил свежую технику, но в итоге ничего не получил.

А команде стоило бы показать, что перспективные спортсмены могут многого достичь в лагере Audi, что руководство в нас верит. На самом деле, если вы выступаете в полузаводской команде, то складывается ощущение, что весь ваш коллектив получает лишь 10 процентов поддержки.

Основное внимание уделяется, конечно, заводским машинам. Иногда я чувствовал себя одиноким. Не только в своей команде, но и во всей семье Audi».

Према лишь подтвердил тот факт, что на победу в гонках могут претендовать только пилоты Abt-Audi. У представителей полузаводских коллективов попросту нет шансов.

Бывшие сотрудники упоминали о том, что инженеры Audi Sport попросту прекращали поддержку пилота, если тот вдруг оказывался быстрее заводчан. При таком раскладе исправить ситуацию может лишь приход новых производителей и снижение цен на технику.

Менее зависимые от завода коллективы вряд ли кто-то сможет заставить выполнять командные установки. Да и пять-шесть машин на марку – это более приемлемо, чем целая футбольная команда.

Остается только надеяться, что после своего интервью Према сможет найти общий язык с представителями коллективов, выступающих в ведущих сериях. Во всяком случае, сам пилот уверен в своих силах: «За эти четыре года я стал профессиональнее.

Сейчас можно оглянуться назад и понять, что стоило сделать иначе. В будущем я буду подходить к подобным вопросам иначе, чем в Audi. Я многому научился. Конечно, я рад, что мог поработать с дружным коллективом механиков и инженеров.

Однако иногда все же стоит принять ответственность на себя и грохнуть кулаком по столу. Вряд ли в этом есть что-то плохое для моей спортивной карьеры. А вот некоторые пилоты Audi до сих пор этому так и не научились».

Сейчас Алекс ищет возможность выступить в гонках спортивных машин, а в 2012 году он может вернуться в DTM. Единственный шанс для этого – попасть в одну из команд BMW. Там руководство заявляет о полном равноправии всех гонщиков. Олег Стожков, фото leblogauto.com

 
C0CC14FFCA97-1.jpg
64600F2CFA56-2.jpg

Фотогалерея