Home Техника Патрик Хед вспоминает о шестиколёсных машинах
Патрик Хед вспоминает о шестиколёсных машинах PDF Печать E-mail

пресс-служба Williams У Williams Cosworth FW33 самая маленькая коробка передач и самая компактная компоновка задней части среди машин 2011 года, но внимание к инновационным решениям команды привлечено не впервые.

На страницах официального сайта Williams технический руководитель Патрик Хед вспоминал 1983-й год, когда команда экспериментировала на тестах с шестиколёсной версией… Патрик Хед: «Когда вошли в моду машины с плоским днищем, резко возросло влияние мощности двигателей, и преимущество оказалось на стороне турбомоторов Renault, Ferrari и BMW.

У нас таких двигателей не было – мы обсудили возможность их использования с BMW, но решили, что это слишком дорого, и выбрали мотор Cosworth DFV, который в 1979-м имел мощность меньше пятисот сил. Нужно было искать другие пути повышения скорости, и мы решили уменьшить лобовое сопротивление.

В то время задние колёса были огромными, принимая на себя большую часть воздушного потока – отношение прижимной силы к лобовому сопротивлению в нашем случае составляло 7.5, и Фрэнк Дерни сделал модель шестиколёсной машины в масштабе 1/4, у которой коэффициент приближался к 12.5. Стало очевидно, что эта идея имеет большой потенциал.

Мы сделали машину для тестов на базе шасси FW07, назвав шестиколёсную версию FW07D – сзади у неё было четыре передних шины Goodyear. Эта машина выезжала на трассу только однажды, скоро мы обновили шасси FW08, адаптировали его к четырём колёсам, и назвали FW08B.

Было непонятно, можно ли сбалансировать машину, имеющую в задней части столь большое пятно контакта, но мы быстро получили положительный ответ. Я помню, как Джонатан Палмер сказал, что не ощущает наличие сзади четырёх колес, но разгон из медленных поворотов был феноменальным.

У FW08B не было никаких проблем с управляемостью – машина не страдала недостаточной поворачиваемостью, как многие ожидали, но из-за обилия различного оборудования была невероятно тяжелой. Снижение веса до разумных пределов стало бы серьёзным вызовом.

Машина получилась примерно на 250 мм длиннее, чем стандартная FW08, все четыре задних колеса были ведущими – каждая пара задних колёс имела дифференциал, но межосевого дифференциала не было. В итоге шестиколёсные машины были запрещены – на заседании FOCA кто-то сказал, что это приведёт к росту затрат и вызовет хаос во время пит-стопа.

Регламент скорректировали, добавив пункт о том, что машины могут быть только четырёхколёсными с одной ведущей парой. После этого у нас не было другого варианта, кроме подписания контракта на поставку турбомоторов Honda – мощность двигателя тогда решала всё». текст: Дмитрий Бухаров

 
A3833086A197-1.jpg
9F9AD911A88D-1.jpg

Фотогалерея